Personalia

Персоналии
   

 



Обзор глоссария по алфавиту

А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я |
Изображение пользователя Дмитрий  Гутнов

АСКОЛЬД И ДИР

от Дмитрий Гутнов - воскресенье, 25 августа 2013, 17:45
 

Аскольд и Дир - легендарные киевские князья. По версии "Повести Временных Лет", Аскольд и Дир были боярами Рюрика, отпросились у него в Царырад, но по дороге захватили и осели в Киеве. В 866 году во главе большого войска  Аскольд и Дир отправились в завоевательный поход на Византию. Благодаря заступничеству Святой Богородицы, внезапно появившаяся буря разметала корабли русских, и только немногие смогли вернуться домой. В 882 году Олег, выдавая себя за купца, заманил Аскольда и Дира и убил их. Аскольд а погребли на горе, называемой во времена Нестора Угорской. Позднее над могилой Аскольда некий Ольма поставил церковь св. Николая.

По иному излагает события В.Н.Татищев. Он считает Аскольда и Дира одним человеком. Аскольд был сыном Рюрика и пасынком вдовы Рюрика. А слово "Дир", считает Татищев, есть искаженное сарматское слово "Тирар", что и означает "пасынок". Превращение его в имя Дир произошло от незнания переписчиком сарматского языка. После того как Аскольд сел в Киеве и его власть распространилась на всю землю полян, начал он войну с древлянами и угличами. "И того же году убиен бысть от болгар сын Оскольдов", - отмечает Иакимовская летопись, на что В.Н.Татищев реагирует, что Аскольд вел войны с греками, но в каком из походов погиб его сын - неизвестно. В 866 году с большими подробностями описывается у В.Н.Татищева поход Аскольда на греков, завершившийся так трагично. В.Н. Татищев, ссылаясь на хронику Кедрина, описывает крещение Аскольда, описание которого во времена Нестора было утрачено. В 867 году Аскольд ходил войной на печенегов, закончившейся удачно, в этом же году победил кривичей. Под 882 годом читается описанное выше убийство Аскольда Олегом; правда, при этом в комментариях Татищев отмечает, что убийство Аскольда связано с нежеланием части киевлян принимать крещение и поддержки ими языческого Олега.